Лінкі ўнівэрсальнага доступу

Слезы счастья, бесплатное пиво и полкабана. Как в Беларуси встречали Наполеона


В новых учебниках истории Беларуси для старших классов войну Франции и Российской империи 1812 г. называют «отечественной». Однако архивные материалы того времени о встрече Наполеона в бывшем ВКЛ разбивают это представление вдребезги.

Тому, что Наполеон хотел использовать ностальгию элит Великого Княжества Литовского по потерянному государству, и что нашлись люди, которые его поддержали, в белорусских школах также учат. Но эти фрагментарные знания не дают представления о том, что же происходило в 1812 году на самом деле. Известно, что элиты были разделены. Но учебники тщательно скрывают другую сторону медали — количество сторонников императора в ВКЛ.

Чтобы понять масштаб явления, следует вернуться на несколько лет назад. После разделов Речи Посполитой Москва с большим недоверием смотрела на бывшие земли ВКЛ, которые называла «западными губерниями». Когда в 1806 году российские власти начали создавать отделы милиции, которые должны были помогать регулярной армии, то от этой обязанности были освобождены Виленская, Гродненская и Минская губернии. Еще за 5 лет до войны 1812 года литовская шляхта собирала деньги для французских военнопленных в Российской империи, захваченных в Пруссии. Из дневников современников видно, что уже в 1807 году жители Вильни сочувствовали французской армии. Когда французов вели через Вильню, то жители давали им еду, деньги и спасали раненых. Уже тогда около 12 тысяч молодых людей из бывшего ВКЛ убежали на Запад, чтобы вступить в армию Наполеона.

Надежды на него были невероятные. За несколько лет до 1812 года полковник Тадеуш Тышкевич писал в рапорте Наполеону, что «в стране от Немана до Двины у людей открытые сердца для Наполеона». Эти воспоминания часто дают понять, что Наполеон хотел использовать ВКЛ в своих целях. Но часть литовской элиты вполне сознательно хотела использовать Наполеона.

«Наполеон как Моисей»

Наполеон и французская армия заняли важное место в памяти жителей бывшего княжества. Через 100 лет после той войны, в 1912 году, редакция журнала «Литва и Русь» защищала Наполеона от критиков, которые утверждали, что Наполеон «пролил много крови и использовал доверие и энтузиазм народа бывшего ВКЛ».

«Кто уполномочил этих брезгливых людишек выступать в защиту многих тысяч тех, кто радостно отдавали свою жизнь на войне. Они выбрали геройскую смерть на поле славы, а не вонь в спальне среди аптечных флаконов», — говорилось в одной из публикаций 1912 года.

Издание сторонников ВКЛ называло Наполеона «величайшим деятелем, человечества от сотворения мира».

«Наполеон, как Моисей, ударил посохом в скалу и из нее забил животворящий источник, из которого поколения брали силу и утешение. Он пробудил храбрость и жертвенность. Слава тебе, Герой. За то, что в самую мрачную эпоху нашего падения ты озолотил нас ореолом бессмертной славы, что увидел в нас героев, достойных быть рядом с твоими орлами, за то, что ты позволил нам умирать с честью. Ave Caesar!»

Так писали уже через 100 лет после войны. Кто-то возразит, что это результат мифов и романтизации. Так заглянем в документы непосредственно 1812 года. Пристегнитесь.

«Мы сделаем все, чтобы Погоня и Орел были на одном щите»

​1812 год подробно отражен в тогдашней прессе. Множество статей «Литовского курьера» и «Временной минской газеты» за июнь, июль и август были посвящены Наполеону, его армии и попыткам возрождения Великого Княжества.

«Литовский курьер» описал, как 14 июля в Вильне прошла церемония присоединения ВКЛ к Генеральной конфедерации с Польшей. После мессы состоялось торжество, звучало «Да здравствует великий император Наполеон!» и песня Salvem fac Imperatorem Napoleon. В городе спешно нашли две пары: литвина и польки, а также поляка и литвинки. Символизируя возрождение Речи Посполитой, они вступили в брак и получили подарок от новых властей — по 1000 злотых.

«В виленских домах проходили застолья. В городе были зажжены факелы, в театре состоялась постановка», — писал «Литовский курьер».

Такие церемонии состоялись во многих крупных и меньших городах ВКЛ. В Ошмянах, например, на торжество собрались 1015 человек. "Литовский курьер" сообщал, что "много людей от радости плакали".

"Мы сделаем все, чтобы Погоня и Орел были на одном щите" — говорилось в акте Гродненских делегатов.

Ахтунг в Вильне. Наполеон в городе

23 июня в одной из деревень Виленщины казаки начали забирать весь урожай у местных крестьян. Молодежь призвала их убежать в лес. Студенты-литвины взяли белый и красный материал и сшили из него флаги. Взяли лошадей от людей, которые прятались в лесу, и вышли на дорогу, на которой казаки ждали прихода французов. Сделали из сухостоя хоругви и торжественно поехали в сторону деревни. Казаки, увидев "армию Наполеона", испугались и убежали. А студенты поехали в городок, чтобы приветствовать "Спасителя Наполеона и его войска".

Император приехал в бывшую столицу ВКЛ 24 июня. Виленский магистрат приветствовал императора, вручив ему символические ключи от города.

«Когда появился Наполеон, воздух наполнился криками. Повсюду был слышен возглас "Да здравствует Император и Король!". Куда шел Наполеон, туда шла толпа. Каждый хотел насладиться его присутствием. Наполеон сел на скамейку рядом с Вилией и каждый желающий мог с ним поговорить. Вечером жители Вильни зажгли на домах факелы, город был празднично освещен», - писала пресса.

Как сообщали газеты, несколько человек потеряли сознание «от счастья».

Во дворце Пацов прошел пышный бал с танцами. Над входом были вывешены два транспаранта. Один с портретом Наполеона, а другой с изображением рукопожатия с Погоней и Орлом. Несколько недель подряд в Вильне проходили военные парады.

«16 июля в полночь Его Королевское Величество покинул наш город. Как же мы страдаем, что не можем радоваться присутствию нашего Спасителя", — писал «Литовский курьер».

Простой народ

Это шляхта, а обычный человек плевать хотел на того Наполеона, возразит критик. Это предположение, но оно имеет под собой мощный фундамент. Крестьяне в каждой войне хотят просто выжить, их мало интересует геополитика. Поскольку социологических исследований среди крестьян никто тогда не проводил, то почувствовать атмосферу, которая царила среди «простого народа» можно благодаря воспоминаниям современников.

Этнограф Михаил Федоровский в работе «Белорусский народ» приводит рассказы 90-летней беларуски Ганны Ласосихи, которая в 1882 году вспоминала о войне Наполеона.

«Как пранцузы пришли, так люди все убежали в лес, забрав свои пожитки и еду, нагородили заград и там жили. Бывало, пранцузы придут, увидят, что никого нет, ходят возле леса и все зовут: "Крыся, Марыся, идите к дому, неприятель уже ушёл". Чёрта мы к тебе придем, не глупые. Однажды пришло много голодных пранцузов. Люди повыкапывали погреба да посваливали туда одежду, еду кто где мог спрятал. Они влетели в дом, все гергечут и порют лавки, порют — ничего не нашли. Так один подхватился вверх, а там лежало какое-то полено, он думал, что окорок, и давай его грызть. От, война».


Новое правительство Литвы

А в Вильне мгновенно началось создание Национальной гвардии. В ее состав вошли шесть батальонов. Временное правительство Литвы создало министерства (комитеты): питания, полиции, финансов, вооруженных сил, юстиции, внутренних дел, религии. Суды, кстати, проходили по Статуту ВКЛ.

Глава временного правительства Литвы Станислав Солтан
Глава временного правительства Литвы Станислав Солтан

В больших городах и городках были созданы хлебные склады. На них было собрано 200 тысяч центнеров зерна, 2 миллиона центнеров овса, по 18 тысяч центнеров сена и соломы. И это без учета сотен мелких пунктов по всей стране.

Для финансирования потребностей нового правительства был установлен налог. Беднейшие жители княжества не должны были его платить. Чем богаче гражданин — тем выше налог.

Начался набор рекрутов в новую армию. С Виленщины и Минщины — по 3 тысячи человек. По 2500 и 1500 с Гродненщины и Белостока. Новый срок службы — 6 лет — люди восприняли с огромным облегчением. В России они должны были служить 25 лет. Отдельно набирали в кавалерию: 3000 человек с Минщины, Виленщины, Гродненщины и Подляшья.

Возникли Национальная гвардия, жандармерия, 6 батальонов «стрельцов». Был сформирован Литовский полк. Он состоял из тысячи молодых шляхтичей в возрасте от 18 до 32 лет. Полк состоял почти полностью из добровольцев, студентов Виленского университета. В него, кстати, был включен Эскадрон литовских татар под начальством Мустафы Ахматовича.

«Бог послал на землю Ангела»

15 августа в городах Великого Княжества праздновали именины Наполеона. В Вильне праздник открывали выстрелами артиллерии. Во время мессы читали эпизод из Евангелия о «сошествии на землю Ангела». Люди падали ниц перед иконой Божьей Матери Остробрамской, молились о помощи для французской армии.

Президент Вильни отдал приказ накрыть столы для всех жителей города. Одной из площадей города он дал имя Наполеона. Согласно «Литовского курьера», для торжества запекали целых волов, начиняли их курятиной, кабаниной, бараниной. Водку и пиво раздавали бесплатно. Бесплатно работал и театр. Бал закончился в 6 утра.

Праздничной иллюминацией сверкала виленская синагога. Там всю ночь звучала музыка и псалмы в честь Наполеона.

Минск, Высокий рынок, который в 1812 году получил название Площадь Наполеона
Минск, Высокий рынок, который в 1812 году получил название Площадь Наполеона

В Минске именины Наполеона начались в 7 утра того же дня колоколами во всех костелах города. Минская пресса писала, что во время богослужения присутствующие плакали и скандировали: «Да здравствует великий Наполеон, да здравствует наш спаситель».

Когда шествие отправились на прием во дворец генерал-губернатора, то его остановила делегация минских татар, которую возглавлял мулла. Они поздоровались и огласили свои пожелания. В 16:00 президент Минска и представители муниципалитета направились на площадь Высокий рынок (ныне площадь Свободы) и торжественно объявили, что от этого дня она называется площадью Наполеона. В тот же день под возгласы присутствующих там был поставлен памятник императору. Торжества продолжились в городском парке. Там работал летний амфитеатр, проходили соревнования и представления. В небо был запущен большой воздушный шар, наполненный листами со стихами о Наполеоне, чтобы «нести во все стороны славу про освободителя Отечества». В 19:00 в местном театре состоялась постановка «Освободитель Литвы», которую написал сам президент Минска Ян Ходька. На маскарад собрались 6 тысяч человек. Весь доход был направлен на нужды военного госпиталя.

«После заката весь город засверкал праздничной иллюминацией. В центре Минска, на официальных зданиях и частных усадьбах люди вывешивали портреты Наполеона. На усадьбе гимназии кто-то вывесил большую букву N. Иллюминация сияла и на здании синагоги, и на монастыре базилиан», — сообщала «Временная минская газета».

В Новогрудке именины Наполеона начали праздновать в костёле под барабанный бой солдат местного гарнизона. В центре храма был выставлен портрет именинника. В рапорте с праздника цитировали слова людей, что в этот день даже небо очистилось после долгой непогоды. Угощение для бомонда состоялось во францисканском монастыре. А в ратуше и окружающих домах были накрыты столы для солдат. Угощали их жители города разных конфессий, как писали в газетах. Всю ночь на рыночной площади проходил бал. До самого утра люди пели песни. Такие же праздники прошли в Лиде, Гродно, Волковыске.

Свое слово сказали и православные. Могилевский архиепископ Варлаам уже в июле 1812 года присягнул Наполеону, и по его примеру это сделали две трети местного духовенства.

На каждую из приведенных зарисовок оппонент французской партии в ВКЛ может привести свои примеры — в пользу партии российской. И отлично. Это лишь в очередной раз подтверждает, что войну 1812 года можно назвать как угодно, но только не «отечественной». А в контексте приведенных выше событий в ВКЛ, «отечественной» ту войну язык повернется назвать только в том случае, если под Отечеством подразумевается Великое Княжество, которое на стороне Наполеона в той войне потерпело поражение и еще 105 лет оставалась в составе Российской империи.

Ігар Лосік Кацярына Андрэева Ірына Слаўнікава Марына Золатава Андрэй Кузьнечык
XS
SM
MD
LG