Оперный театр, Дом правительства, Дом офицеров — во время Второй мировой войны немногие монументальные здания в столице Беларуси уцелели. Советская историография все разрушения в Минске списывала на немецкие войска. Позже выяснилось, что Красная армия тоже бомбила столицу Беларуси, и случалось это не раз. Свобода разбиралась, от кого Минск пострадал больше.
Небольшой провинциальный город
Минск в начале войны был относительно небольшим провинциальным городом — чуть более 300 тысяч жителей. На такой мысли сходятся историки, изучавшие военные времена белорусской столицы. При этом город с тысячелетней историей имел уникальную застройку, которая во время войны была уничтожена более чем наполовину.
Минск бомбили уже через 2 дня после нападения на Беларусь. 24 июня 1941 года в 8 часов утра в Минске прозвучал сигнал воздушной тревоги. Это были первые массированные бомбардировки белорусской столицы во время Второй мировой войны. В этих бомбардировках участвовали два десятка эшелонов немецких воздушных сил, в каждом по 35-40 самолетов.
Во время этих бомбардировок Минск пострадал больше всего, уверен историк Игорь Мельников, автор книги «Вторая мировая война на снимках из архива Игоря Мельникова».
«Центр Минска тогда очень сильно бомбили. В 3-м Доме советов на Богдановича бомба упала прямо на бомбоубежище. Некоторые здания остались на Советской улице. Сильно бомбили район Немиги. Одна из бомб упала на Педагогический институт, но здание уцелело», — говорит Игорь Мельников.
Перед бомбардировкам советское командование уехало в Могилёв. Даже в Доме правительства остались архивы и документы, говорит Мельников.
Но Минск тогда истребляли не только немецкие войска, но и советские диверсионные группы. Целью их был подрыв складов с продовольствием. Об этом говорит доктор наук, знаток истории города Минска Захар Шибеко.
«Преимущественно эти группы уничтожали военные объекты, склады с продовольствием. Позже сюда послали с такой же целью диверсионный отряд. Но это моя точка зрения, за этим не стоят конкретные документы», — говорит Захар Шибеко.
«Нельзя винить какую-то одну сторону»
По словам доктора исторических наук Сергея Абламейко, который занимается исследованиями старого Минска, столицу Беларуси бомбили и немецкие войска, и советские. И нельзя возлагать вину за уничтожение Минска на какую-то одну сторону.
«3 июля 1941 года Сталин выступил с обращением, в котором, среди прочего, призвал не оставлять врагу никакой ценной утвари, истреблять скот, продукты, мосты, дороги и т. д. В результате при отходе советских войск многие города восточной Беларуси (например, Полоцк, Орша и Гомель) были сожжены. Об этом писал еще Юрий Туронок.
Но ещё до этой директивы, сразу после ухода из Минска советских властей, Советы засылали в город диверсантов поджигать дома и истреблять архивы советских учреждений. Минчане пытались тушить пожары, но не всегда успешно. Так что можно констатировать, что большой пожар в Минске в первую неделю войны связан не только с немецкими бомбардировками, но и с советскими поджогами», — говорит Сергей Абламейко.
Советские войска бомбили Минск в 1942-м, 1943-м и 1944 годах
Во время оккупации в Минске работали немецкая военная администрация, немецкая гражданская администрация и белорусская администрация. Немцы тоже сносили здания во время оккупации, говорит Сергей Абламейко.
«Очень много домов в центре города были сожжены в 1941 году. Выдержала Немига, только несколько домов пострадали в Верхнем городе. Новый рынок — там, где сейчас Октябрьская площадь, — был сожжен полностью. Сгорела Золотая горка, застроенная деревянными домами».
Советские войска бомбили Минск за время оккупации много раз. Особенно минчанам запомнились «праздничные» бомбардировках 8 марта 1942 года и 1 мая 1943-го. Сильно бомбили город и перед освобождением, в июне 1944-го. В 1942–1943 годах советские бомбы не раз падали на Минское замчище.
Во время освобождения Минска советские войска бомбили железнодорожные коммуникации и немецкие военные учреждения, о которых была информация от подпольщиков. Но в итоге страдали прилегающие кварталы, говорит Сергей Абламейко.
«Бомбили точно Пушкинский посёлок (нынешние улицы Калинина, Чернышевского, Коласа). Бомбили также транспортные узлы рядом с вокзалом», — говорит Игорь Мельников.
Бомбили вокзал, но этот налет был немецкий, после освобождения города, в конце июля 1944 года.
«В 1944 году Минск имел ужасный вид, большинство домов стояли без крыш», — подытоживает Игорь Мельников.
По данным советской историографии, после войны Минск был уничтожен на 80%. Но существует и другой документ — докладная записка Мингорисполкома в ЦК компартии БССР, согласно которой столица Беларуси уцелела на 53%. Кто разбомбили конкретные дома и улицы в Минске, полностью определить невозможно. Некоторые советские документы того времени остаются закрытыми. Но можно определить, куда подали советские и немецкие бомбы, хотя бы частично — по свидетельствам историков.
Немецкие:
- вокзал
- Свердловская улица (улица Свердлова)
- Советская улица
- улица Ленина
- улица Энгельса
- улица Школьная
- Педагогический институт
- Комаровка
- Золотая Горка
- улица Богдановича
- Улица Калинина
Советские:
- Пушкинский поселок (район улицы Чернышевского)
- Минское замчище
- Троицкое предместье
- улица Лавская
- площадь Свободы
- улица Революционная
- улица Комсомольская
- улица Берсона
- кварталы около вокзала
Что отчасти сохранилась в историческом центре
Улицы:
- Немига
- Раковская
- Освобождения
- Немига-Раковская
- Торговая
- Герцена
- Бакунина
- Музыкальный переулок
- Интернациональная
- Революционная.
А также отчасти Раковское и Троицкое предместья.