«Ні сьмерць Пуціна, ні перамога Навальнага». Беларускі гісторык у адкрытым лісьце Максіму Кацу патлумачыў, што прынясе спакой кантынэнту

Ілюстрацыйная выява

Беларускі гісторык Цімафей Акудовіч напісаў адкрыты ліст расейскаму блогеру Максіму Кацу на тле вострых дыскусій у Twitter наконт відэаролікаў інфлюэнсэра і ягоных заяваў пра нацыяналізм, якія абурылі многіх карыстальнікаў зь Беларусі і Ўкраіны і распачалі дыскусію пра імпэрыялізм сярод апанэнтаў Крамля ў Расеі.

Добрый день, Максим. Меня зовут Тимофей. Я из Беларуси.

С большим интересом слежу за развитием вашего канала. Пользуясь случаем, хочу выразить большую благодарность за ваши видео в 2020 году. Очень помогали психологически.

С таким же интересом слежу за разворачиванием дискуссии вокруг вашей «имперскости» в твиттере. Мне кажется, вы немного растерялись от напора и уровня агрессии со стороны многих украинцев и тем более беларусов (от беларусов вообще таких ударов не ждешь, правда).

Вас сейчас хейтят, собирают в разгромные видео нарезки из ваших высказываний, наезжают на украинские каналы, куда вас приглашают.

Цімафей Акудовіч

Не надо сильно разбираться в психологии, чтобы понять, что агрессия и настойчивые поиски внутри вас скрытого имперца — это во многом эмоциональная реакция на войну.

Во время войны все ищут врагов и находят их быстро, потому что нет времени долго разбираться. Несколько неточных формулировок — и вы по ту сторону фронта. А с вашим медийным охватом попасть в список врагов особенно легко.

С другой стороны, все эти эмоциональные реакции быстро угасают. Они недолговечны. Вы сами про это отлично знаете. Думаю, что на это и рассчитываете. Вам, как публичной личности, медийный хейт переживать не впервой.

Но, кажется, сейчас будет по-другому. И вот на это я хочу обратить внимание. Хейт в отношении крупных российских инфлюенсеров имеет важную первопричину. Большинство раскрывает её в оскорбительной, эмоциональной форме, поэтому сущность проблемы часто теряется.

Я попробую сейчас определить, в чем эта проблема. На вашем примере, Максим. Надеюсь моя оптика окажется полезной.

ГЛЯДЗІЦЕ ТАКСАМА: Максім Кац: «Лукашэнка адыгрывае ролю акупацыйнай адміністрацыі, людзі для яго — пагроза»

«Гипотетическая победа демократии не уничтожит империализм в России»

Дело в том, что с началом войны игра «Найди в русском имперца» перестала быть забавой узкого круга националистов. Она превратилась в важный инструмент понимания будущего России.

Вас, Максим, обвиняют в имперскости и вы теряетесь, потому что считаете себя русским демократом и много сделали, чтобы это доказать. А демократ, тем более либерал, как бы не может быть имперцем.

Но тут есть проблема. Гипотетическая победа демократии не уничтожит империализм в России. Потому что это параллельные явления. Именно поэтому в имперской России любая победа демократии временная.

Я сам из Беларуси, в России бывал только пару раз и поэтому очень плохо знаю реалии вашей страны. Ну, как плохо... Я почему-то разбираюсь в русской литературе лучше, чем в беларусской (почему бы?), получше среднего россиянина знаю русскую историю (я сам историк), смотрю весь пул ваших инфлюенсеров на ютубе. Но я чётко понимаю, что очень плохо представляю себе реальную Россию, потому что дальше Москвы нигде не бывал. Хотя вроде тут я слабо отличаюсь от большинства московских либералов:)

Но несмотря на свое очень теоритическое понимание России, я очень чётко вижу и не могу развидеть банальный факт: важнейшая проблема России — это её имперскость.

Под имперскостью я понимаю не желание захватить и завоевать побольше земель вокруг себя (это только производное). Русская имперскость — это огромный сверкающий культурный и исторический нарратив, сконцентрированный на маленьком участке между Москвой и Питером, который огромной тенью заслоняет собой всю Россию.

«Демократия сильна только опираясь на „национализм“»

Во многих своих роликах вы возвращаетесь к 1990-ым, как к примеру нормальной России, доказывая таким образом, что Россия опять может стать демократической, если условно поменять назад Путина на Ельцина.

Но ведь на самом деле главная трагедия 1990-ых не в том, что КГБ вернулся к власти в стране и не в последующей деградации Путина. Главная трагедия 1990-ых в том, что федерализация России в определенный момент пошла куда-то не туда.

И это была предрешённая трагедия. Без сильных самостоятельных центров в России, Москва всегда будет стараться забрать себе все ресурсы. А забирая ресурсы, будет забирать и власть. И да, раз в сто лет будет приходить Ленин/Ельцин/Навальный, получать поддержку взбешённых деградацией власти россиян, объявлять демократию, которая через 10 лет опять будет ужата московскими элитами, потому что не получит отпора из регионов. И так по кругу.

И вы, Максим, конечно, не против настоящей федерализации. И ролик у вас на канале про это есть. Но он один. Присмотритесь на каком месте этот вопрос стоит в российской либеральной повестке: коррупция, здоровье Путина, подковёрный статус Патрушева, деградация чиновников, ошибки урбанистки, продажность Собчак, пожары в Сибири, история декабристов, клип Шнурова... И где-то после этого, раз в год, можно порассуждать про проблемы федерализма.

Вот собственно и вся локализация вопроса, почему русских либералов сейчас периодически обвиняют в имперскости. И будут методично обвинять дальше. Поиск новых центров силы в России должен озвучиваться в российском медиа пространстве постоянно. Стратегически это самая важная тема. А она у вас раз в год.

События 2022 года высвечивают страшную ошибку, которой жило либеральное сообщество на постсоветском пространстве многие годы. Считалось, что, получив демократию, право голоса, люди уже не отдадут этого назад.

Но, оказывается, что демократия сама по себе слаба. От права голоса можно отказаться по множеству причин. Из-за страха, денег, просто от лени.

Большой урок преподаёт нам теперь Украина: демократия сильна только опираясь на «национализм» — на систему ценностей, за которую народ готов воевать.

ГЛЯДЗІЦЕ ТАКСАМА: Як мы сталі «сильно похожи друг на друга». Адкрыты ліст да Барыса Акуніна

«Общая система ценностей у русских — „сложить голову за царя“»

А какая общая система ценностей у русских? Если упростить её до одной фразы, то она будет такая — «сложить голову за царя». Вот и всё. И растет эта система из Москвы. И не находит сопротивления в регионах, потому что там своих ценностей нет. Не дали развиться, посчитали ненужными.

Вот и разводят в недоумении руками московские либералы: почему русские стройными рядами идут на войну. А какие общие ценности есть у сибиряков, чтобы отказаться идти на войну? На что им опереться? На Пушкина?
А Пушкин в этой ситуации вдруг оказывается чужим.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут."

Этот стих написан как бы сибирякам, он про свободу. Но как его можно вписать в сопротивление московскому царю? Да никак. Он к этой ситуации вообще не подходит.

Начни сибиряки бунтовать против войны, их задвинут пушкинской же фразой про «спор славян между собою». И дело не в том, что Пушкин плохой, он чужой. Не написал он ничего для самоуважения людей за границами МКАД.

В вашей парадигме, Максим, есть Путин, который мешает всем жить, есть демократия, которая поможет всем жить, когда Путина не будет, но почти нет темы децентрализации и совсем нет темы местных идентичностей. Это как будто тема исключительно для узких специалистов. Национальный вопрос, вопрос самостоятельности «штатов», саму идею децентрализации вы объезжаете по очень большому радиусу.

И это очень хорошо видно со стороны в отношении большинства российских либералов. Многие считают, что это ваша принципиальная позиция. Но я уверен, что это не так. Просто у вас московская оптика, которую сложно поменять за один месяц. А менять надо.

Тут хорошо высвечивает проблему как раз ситуация в Украине. Одним из базовых концептов, на которых держится антиукраинская истерия и которыми оправдывается война, это концепт об отсутствии у украинцев государственности. Война во многом идет на базе исторических мифов.

И кто из крупных российских ютуберов выпустил видео об развенчании этого мифа? Кто решился донести украинскую точку зрения на сложные моменты истории? Никто. 4 месяца прошло.

Я тут выскажу такое предположение, что эти темы для вас просто неприятны. История Украины — это зона национализма. Темы Бандеры, Мазепы и казаков в некотором смысле «низменные» для московской оптики.

В конце концов, для московской оптики любой национализм низменный. Но в отношении российской истории вы, естественно, разделяете национализм и патриотизм. А в отношении других постсоветских республик — не очень.

Та же проблема и с народами внутри России. Нет у вас, Максим, роликов про Башкир и их масштабное противостояние империи, нет про татар и Казань, нет про сибирскую идентичность (а ведь республику объявили в 1990-ых). А как там Новгород поживает?

Хотя вашему каналу такие темы очень бы подошли по формату.

Я вам ни в коем случае не навязываю темы, а просто хочу донести простую мысль: когда вам пишут про развал России, то пишут как раз про это. Со стороны однозначно понятно — только ослабление Москвы и усиление национальных центров даст спокойствие всему континенту. Не смерть Путина, не победа Навального, а только развал.

Можете называть это не развалом, а децентрализацией или федерализацией. Но ведь любая настоящая федерализация — это автоматический развал Путинской России, Советской России, Романовской России. Короче, России.

На её месте должно появиться что-то новое. А что?

ГЛЯДЗІЦЕ ТАКСАМА: Як беларусаў рабілі «адным народам» з расейцамі. Размова з аўтарам ліста расейскаму лібэралу

«Самосознание людей в России должно опираться на региональные системы ценностей»

Мне (из Беларуси) кажется, что российской адекватной элите надо начинать сильно вкладываться в формирование образа будущей децентрализованной России. Фантазировать, прогнозировать, опрашивать экспертов, искать. Под таким ракурсом вылазит куча интересных и страшных вопросов: система распределения подземных ресурсов, активизация национализма, выявление ненациональных идентичностей, осмысление разницы федерализма и конфедерализма, определения места Москвы в новой структуре.

За каждым этим вопросом может стоять страшная война, а может продуктивный мир. Трогать эти темы жутко не хочется. Ведь «нормально же жили» без этого. Да и не требует никто вроде.

Но вот поверьте, только начнёте, сразу многие оценят. И в Киеве, и в Минске, и в Казани, и в Екатеринбурге.

И да, звучат эти рассуждения как наивные фантазии: какие регионы, какие идентичности, есть башни Кремля, они всё и решают!

Но в том и смысл — кто слазит с этих башен и идёт искать, перестаёт быть имперцем, кто остается обсуждать здоровье Путина и разгадывать смысл морщин на лбу Шойгу, тот остается имперцем.

Имперцем не потому, что хочет кого-то захватить, а потому, что смотрит на всё с высоты кремлёвских башен.

Самосознание людей в России должно опираться на региональные системы ценностей. Свои, понятные, ощущаемые. И это ни демократия, ни Пушкин, ни Яндекс. Общерусская идентичность не подойдёт. Это надо захотеть и выстрадать, это должно быть своё. Любой «националист» из постсоветских республик вам про это много может рассказать. Главное найти желание «опуститься» на этот уровень и выслушать. А потом не побояться помочь «национализироваться» людям в России.

Без этого не будет демократии у вас.

Много текста получилось:) Но идею я донёс. Для подкрепления своей позиции сошлюсь на одного из самых интересных сейчас русских политологов, Владимира Пастухова. Про федерализацию он говорит в каждом своём выступлении.

И чем больше людей в российском информационном поле начнут про это говорить, тем быстрее у «нормальных» русских появиться точка приложения своих сил и тем быстрее наступит мир в нашем регионе.

Удачи!

Думкі, выказаныя ў блогах, перадаюць погляды саміх аўтараў і не абавязкова адлюстроўваюць пазыцыю рэдакцыі.