У верасьні 1990 году Аляксандар Салжаніцын апублікаваў эсэ „Как нам обустроить Россию?”. Тэкст выйшаў як брашурны дадатак да газэты „Камсамольская правда” гіганцкім накладам 27 мільёнаў асобнікаў. Эсэ выклікала супярэчлівыя ацэнкі ва ўсім Савецкім Саюзе, але асаблівую зьбянтэжанасьць — сярод дэмакратычна арыентаваных асяродзьдзяў у Беларусі і Ўкраіне.
Салжаніцын, ведамы дагэтуль як палымяны адвакат свабоды для ўсіх падсавецкіх народаў, выступіў у гэтым эсэ як прыхільнік вялікадзяржаўнай расейскай ідэі ў трохі мадыфікаваным выглядзе: ён менавіта запрапанаваў „адпусьціць” „нярускія” рэспублікі СССР, а Беларусь, Украіну і частку Казахстану ўлучыць у абноўленую Расею — „Расейскі Саюз”.
Александр Солженицын: Как нам обустроить Россию
И вот за вычетом этих двенадцати [республик] — только и останется то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово "русский" веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII века) или, по верному смыслу теперь: Российский Союз.
Александр Солженицын: Как нам обустроить Россию
И вот за вычетом этих двенадцати [республик] — только и останется то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово "русский" веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII века) или, по верному смыслу теперь: Российский Союз.
.........
Сам я — едва не на половину украинец, и в ранние годы рос при звуках украинской речи. А в скорбной Белоруссии я провел большую часть своих фронтовых лет, и до пронзительности полюбил ее печальную скудость и ее кроткий народ.
К тем и другим я обращаюсь не извне, а как СВОЙ.
Да, народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде монгольского нашествия да польской колонизации. Это все — придуманная невдавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, "откуда русская земля стала есть", по летописи Нестора, откуда и засветило нам христианство. Одни те же князья правили нами: Ярослав Мудрый разделял между сыновьями Киев, Новгород и все протяжение от Чернигова до Рязани, Мурома и Белоозера; Владимир Мономах был одновременно и киевский князь и ростово-суздальский; и такое же единство в служении митрополитов. Народ Киевской Руси и создал Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья.
Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как ВОССОЕДИНЕНИЕ.
Крыніца: Спэцыяльны выпуск. Брашура да газэты "Комсомольская правда" ад 18 верасьня 1990 г.
Крыніца: Спэцыяльны выпуск. Брашура да газэты "Комсомольская правда" ад 18 верасьня 1990 г.