Минчанин Арамаис Миракян рассказал беларусской службе Радио Свобода, что чувствует человек, которого обсуждают в российском Совете Федерации.
11 февраля минчанин Арамаис Миракян зашел в фирменный магазин «Коммунарки» на улице Красной выпить чаю. Заказал по-беларусски, на что неожиданно получил от кассира предложение говорить по-русски, так как «у нас два государственных языка».
Конфликт удалось разрешить с помощью администратора.
Об этой истории Арамаис коротко написал в «Фейсбук». И началось — публикации в ведущих российских СМИ и сотни угрожающих комментариев из России. Отреагировал на пост Миракяна даже член Совета Федерации РФ сенатор Игорь Морозов.
«Появление негативных процессов в отношении русского языка, пусть даже на бытовом уровне, это новое явление, мимо которого руководство Беларуси не должно проходить, — заявил Морозов в разговоре с изданием „Взгляд“. — Его надо жестко контролировать властям, в том числе и на законодательном уровне».
Публикации в российских СМИ, вызванные корреспонденцией Арамаиса Миракяна, не прекращаются уже третий день. Свобода узнала у минчанина, что он сейчас чувствует.
«По 80 сообщений в минуту»
«Человек, который сходил просто попить чаю в кафе, чувствует себя так, будто он попал в страну абсурда, — говорит Миракян. — Типа „нифига себе сходил за хлебушком“. Я ожидал чего угодно. Ставя этот пост, понимал, что будет резонанс. Но если бы мне кто-то сказал, что на это отреагирует верхняя палата российского парламента? Я не знаю, что ответил бы такому человеку. Я бы не сказал, что меня это пугает. Удивляет скорее. Им что, нечем там заняться в России? У них идет конституционная реформа, а они волнуются из-за того, кто там в Беларуси чай себе заказывает».
Шум вокруг поступка Миракяна не ограничивается публикациями в СМИ и перепостами его сообщения. В течение последних нескольких дней минчанин получил сотни критических сообщений от россиян. Некоторые из них, по словам Миракяна, содержали угрозы.
«Когда вчера про меня написала Lenta.ru, началась атака. Комментариев изначально было очень-очень много. По 80 сообщений в минуту. Я, может, пять сотен удалил комментариев. В личные сообщения также писали. „Мы тебя найдем, мы тебя убьем, мы знаем, где ты живешь“. И так далее. Это были угрозы, и это по крайней мере неприятно. Но ни один из этих людей не был из Беларуси, поэтому мне не страшно ходить по улицам. Я не боюсь за свою безопасность».
Обращаться к беларусским правоохранителям с просьбой разобраться Миракян пока не планирует. Говорит, что не видит в этом смысла. Тем более что угрозы уже перестали приходить. Новой волны он ждет после публикации интервью с ним на российском сайте M.News World, который курирует двоюродный брат Бориса Немцова Игорь Эйдман. Это российское СМИ было единственным, которое взяло комментарий у Миракяна. Другие ограничились перепостом его сообщения в фейсбуке.
«Беларусы меня массово поддерживают»
При этом конфликт в кафе, который уже наделал столько шума даже на высоком уровне, закончился в самом начале. Как рассказывает Арамаис, он даже не оставил замечания в книге жалоб.
«Вышла администратор, перешла на беларусский язык, — рассказывает Арамаис. — Извинилась за сотрудницу и пообещала, что та будет учить беларусский язык. Очень просила не писать в книгу жалоб ничего. Мы не писали. Не имели никакого желания увеличивать конфликт. Эта девушка моложе меня. Я не воспринял все это как личное оскорбление».
Кроме угроз, Миракян получил также много комментариев с поддержкой. Говорит, что это для него намного важнее.
«В кафе я буду по-прежнему заказывать чай по-беларусски, задумываться не буду, — говорит минчанин. — Пусть думают те, кто не знает, что такое „гарбата“. Беларусы меня массово поддерживают, и это для меня очень важно. А что обо мне думают дяди и тети из Хабаровска, мне все равно».