Во второй половине 1980-х городские власти Светлогорска решили не устанавливать на центральной площади уже готовый памятник Ленину. А спустя 20 лет распорядились переплавить его на памятник боярину XVI века и мемориальный колокол.
Ленин указывал рукой назад — напоминал во времена застоя о коммунистических идеалах
В начале 1980-х Светлогорск оставался последним городом Гомельской области, где на центральной площади не было памятника Ленину. После многочисленных «просьб ветеранов» ЦК компартии решил установить памятник перед горисполкомом. Проект заказали уже известному в то время скульптору Анатолию Артимовичу и архитектору Армену Сардарову.
По проекту памятник вместе с постаментом должен был иметь высоту 14 метров. Как говорит Армен Сардаров, светлогорский Ленин был бы самым большим в Беларуси. К примеру, высота памятника Ленину на площади Независимости в Минске — 7 метров.
«Там была очень большая площадь — 300 метров на 100, — сказал Свободе Армен Сардаров. — Как архитектор я предложил такой большой памятник».
Новый памятник отличался от прочих тем, что не вскидывал руку вперед, к светлому будущему. Наоборот, его рука указывала назад — на полотнище с серпом и молотом. Памятник проектировался во времена застоя, и скульптор Артимович хотел напомнить о коммунистических идеалах, о которых общество начинало уже забывать..
«Ленин указывал на серп и молот — символ необходимого существования советского государства, — сказал Свободе Анатолий Артимович. — Так нас тогда учили».
В архивах Армена Сардарова сохранился эскиз того памятника в конструктивистском стиле. Проект был закончен в 1985 году. Потом еще года два ушло на экспертизу и отливку фигуры.
«Началась перестройка, и памятники Ленину уже собирались сносить»
Во второй половине 1980-х памятник отлили и привезли в Светлогорск. Но уже начиналась перестройка, и коммунистические памятники теряли актуальность. Как Свободе рассказали светлогорцы, работавшие в те годы в ЦК компартии, власти решили не ставить его в центре города, несмотря на возмущение местных коммунистов.
Откуда пришло такое распоряжение, в Светлогорске вспомнить не могут. Во всяком случае, не из Минска. В Поставах, например, памятник Ленину на центральной площади без проблем поставили еще в 1991 году. Он стал самым последним в СССР.
«Это было решение сверху, и нас даже не информировали, — продолжает Армен Сардаров. — Началась перестройка, поэтому какой Ленин? В те времена уже собирались сносить памятники».
Лет двадцать бронзовый Ленин пролежал не то под забором профилактория «Серебряные ручьи», что в 10 километрах от Светлогорска, не то в самом городе — на территории одного из заводов. О нем ходило много слухов. Говорили, например, что скульптор хотел выкупить и забрать памятник, но власти не согласились. Или что светлогорского Ленина будто бы собирались установить в другом городе.
В середине 2000-х прошел новый слух: памятник Ленину будто бы переплавили и сделали из него два новых — «Молчаливый колокол» в честь освободителей Светлогорского района в Великую Отечественную войну и памятник Роману Шатиле. Оба памятника были отлиты из бронзы, как и Ленин, и открыты в одно время — в 2006 году.
Местные власти от вопросов о судьбе Ленина уходили, отвечали туманно.
«Зачем говорить о том, из чего изготовлен колокол? Из бронзы сделан! — сказали в 2006 году газете „Комсомольская правда в Белоруссии“ в администрации города. — А памятник Ленину в Светлогорске никогда не стоял».
Это был кусок бронзы, который валялся на задворках
Светлогорского Ленина действительно пустили на бронзу и сделали из него новые памятники. Это Свободе подтвердили два скульптора — автор Ленина Анатолий Артимович и автор «Молчаливого колокола» Игорь Морозов.
«Когда нам его привезли и начали отрезать голову, руки, ноги... Это был какой-то сюр», — вспоминает Игорь Морозов о том, как переплавляли Ленина в Минске.
Сначала Игорь Морозов думал, что бронзу для колокола закупят в России. Потом районные власти сказали, что в этом нет нужды. Но скульптор не ожидал, что в литейный цех привезут целый монумент.
Из остатков Ленина отлили еще и статую Романа Шатилы. Это первый известный житель Шатилинского Острова на реке Березине. Позже вокруг того поселения образовались Шатилки, переименованные в 1961 году в Светлогорск.
«Он точно из того Ленина сделан», — сказал Свободе писатель Вадим Болбас о памятнике Шатиле.
Скульпторы — и автор Ленина, и колокола — не переживают, что коммунистический памятник переплавили. Анатолий Артимович говорит, что обидно ему было бы, если бы снесли уже поставленный памятник.
«Я бы жалел, если бы он постоял, если бы нравился народу, если бы прижился в городе, — говорит Артимович. — Если он практически не существовал, то о чем жалеть?»
Игорь Морозов считает, что светлогорские власти правильно поступили со старым памятником. Но декоммунизацией он это не называет.
«По-моему, решение было не идеологическим, а очень прагматичным, — говорит скульптор. — В 2000-е годы Ленин уже не был идолом. Это был кусок бронзы, которая валялась на задворках. Буквально как металлолом».