Третью неделю в минском урочище Куропаты, сразу за Минской кольцевой автодорогой, продолжаются протесты против открытия ресторана «Поедем поедим» рядом с мемориалом жертвам сталинских репрессий на месте массовых расстрелов. Как показал опрос «Радыё Свабода», часть минчан даже не знает, что такое Куропаты. Мы максимально коротко отвечаем на самые частые вопросы об этом конфликте.
Протестующие считают строительство ресторана незаконным и аморальным. Незаконным — потому что его построили в охранной зоне мемориала (позже охранную зону сузили так, что территория ресторана в нее почти не попадает, хотя это не делает прежние нарушения законными). Аморальным — потому что развлекательное заведение расположено всего в 50 метрах от места массовых расстрелов во времена сталинских репрессий.
Во-первых, как отмечают защитники Куропат, там не кладбище, а место мученической смерти и массовых убийств, захоронения неизвестных и не увековеченных должным образом жертв. Во-вторых, священники едва ли не всех конфессий категорически не рекомендуют есть и выпивать и на обычных кладбищах.
Точно не известно — архивы КГБ до сих пор не раскрыты. Возможно, полного списка расстрелянных за время сталинских репрессий нет даже там. Но, по разным подсчетам, каратели НКВД расстреляли в Куропатах с 1937 по 1941 год от 30 тысяч (это выводы первого следствия, проведенного прокуратурой БССР) до 250 тысяч человек.
Нет, советские карательные органы. Руководитель Беларуси Александр Лукашенко заявил в 2015 году, что еще якобы точно не известно, кто убивал в Куропатах — большевики или нацисты. После открытия правды о Куропатах различные группы пытались найти в них «немецкий след», но эти догадки раз за разом опровергали следователи.
Строительство развлекательного комплекса, ранее известного как «Бульбаш-холл», начали в 2011 году в пределах охранной зоны мемориала, официально установленной в 2004 году. Только после начала строительства — и после признания нарушений Министерством культуры и Генеральной прокуратурой — границы охранной зоны изменили в пользу комплекса. По мнению защитников Куропат, при этом были допущены многочисленные нарушения процедур. Известны имена практически всех ответственных за строительство.
Протестовали начиная с 2012 года, не всегда с помощью пикетов — собирали подписи, писали обращения в госорганы, организовывали информационные кампании, обращались в суды с исками против Министерства культуры, Генеральной прокуратуры и районных властей. Заявители прошли все судебные инстанции Беларуси, но безрезультатно. За 30 лет с тех пор, как открылась правда о преступлениях советского режима, это был далеко не первый раунд борьбы общественности с властями за Куропаты.
Прежде всего протестующие требуют закрыть «кабак на костях», как они называют ресторан. Некоторые считают, что строения следует снести как незаконный самострой. Звучат и призывы организовать вместо ресторана музей. Кто-то считает, что владельцам нужно предоставить под их ресторанный бизнес другую территорию и компенсировать потери. Другие же утверждают, что во всей истории очевидны криминальная и коррупционная составляющие, поэтому землю и постройки следует конфисковать, проведя полноценное следствие.
Интерьер ресторана «Поедем поедим»